«Роскосмос» объяснил высокую стоимость ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара»

BFM.RU

и

ещё 4

16 часов назад


«Роскосмос» объяснил высокую стоимость ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара»

Фото:
BFM.RU

Все новости на карте

Высокая стоимость ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара» связана с логистикой и с тем, что пока не начато серийное производство ракеты, сообщает ТАСС.

Ранее из документов Центра Хруничева стало известно, что сборка одной ракеты обходится в 7 млрд рублей. Это в три раза выше, чем стоимость старой разработки — ракеты-носителя «Протон-М».

рамблер без рекламы

Как сообщили в «Роскосмосе», Центр имени Хруничева сейчас работает на двух площадках — в Москве и Омске, это создает накладные расходы. После окончательного переезда на омскую площадку «Полет» и запуска серийного производства, стоимость ракеты «Ангара-А5» снизится до 4 млрд рублей. Окончательная цена должна установиться к 2024 году.

Цифра в 7 млрд рублей — это только себестоимость ракеты, и есть все основания считать, что итоговые затраты, напротив, не уменьшатся, а вырастут еще больше, говорит ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.

Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «Ангара» — новая ракета, а «Протону» уже чуть ли не 50 лет, и уже все это производство отлажено, расходы на разработку не включаются фактически в стоимость. На самом деле оценки продукции ракетной промышленности, они у нас весьма и весьма приблизительные. Действительно, трудно посчитать, сколько же стоит эта ракета серийного производства, в какой мере стоимость ракеты включена в стоимость разработки, стоимость испытаний, стоимость строительства пусковой площадки, старта. В стоимость «Ангары» неизбежно нужно включить проведение довольно надежных проверок, испытаний. «Ангара» ведь ни разу не была запущена с разгонным блоком. Насколько это увеличит цену, трудно сказать, но что увеличит, это точно. И нельзя сказать, что это заявление относительно цены «Ангары» было большой неожиданностью. Правда, как-то это звучит слишком впечатляюще».

Как добавили в «Роскосмосе», в последнем контракте с Минобороны стоимость каждой ракеты «Ангара-А5» не превышает 5 млрд рублей. Скоро возобновятся летно-конструкторские испытания «Ангары», и корпорация намерена обеспечить ей «конкурентные технические и ценовые характеристики».

рамблер без рекламы

Впрочем, как говорят эксперты, даже минимальная стоимость в 4 млрд рублей — не выглядит конкурентной. И даже главное преимущество ракеты — ее экологичность —не аргумент, говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Иван Моисеев научный руководитель Института космической политики «Преимущества, которые закладывались при ее изготовлении, при планах ее сделать в 1992 году, первое — это безопасное топливо, второе — модульность конструкции. Но это было в 1992 году. С того времени прошло много лет, стоимость ракеты взлетела до облаков, и что с ней сейчас делать, никто не знает. Ее сделали, запустили, и шесть лет она стоит без движения. У Роскосмоса всегда очень хорошие прогнозы на будущее, у них единственный недостаток, что они никогда не сбываются. Насчет заинтересуются, нет, не заинтересуются, даже если снизят цену, скажем, до рыночных современных цен — примерно 60 млн долларов за запуск. Дело в том, что у нас сейчас во всем мире переизбыток пусковых мощностей, то есть переизбыток ракет и недостаток для них полезных нагрузок, все полезные нагрузки расписаны на 10, 20 лет вперед. Сейчас у России международных контрактов на запуски такого класса просто нет, только внутренний рынок остался».

В начале 2020 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что в госкорпорации принят план по «повышению конкурентоспособности российских средств выведения». Один из основных пунктов — снижение себестоимости носителей «Ангара» и «Союз-5» («Иртыш»). Позднее Рогозин говорил, что «Роскосмос» планирует снизить на треть стоимость запусков своих космических аппаратов.

К сожалению, обещания Роскосмоса доверия уже не вызывают, и стоимости «Ангары» это тоже касается, отмечает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

рамблер без рекламы

Андрей Ионин член-корреспондент Российской академии космонавтики «Я думаю, что самый простой, самый честный ответ состоит в том, что у „Роскосмоса“ не было никакой мотивации делать эту ракету дешевле. Я присутствовал на том заседании научно-технического совета, это было в 1993-1994 году, когда в первый раз была публично презентована вот эта линейка ракет „Ангара“ от легкой до тяжелой „Ангары-5“. Так и звучало, что да, надо снизить себестоимость производства. Никто это решение не собирался проводить в жизнь ни организационными, ни техническими мерами. „Роскосмос“ за последнее время столько выдавал неверной информации, столько раз менял, как это говорят в силовых органах, свои показания, что у меня лично веры к нему нет никакой. Даже если снизить до 4,5 млрд рублей, как они говорят, это будет порядка 65 млн долларов, то это себестоимость. А Маск продает за такую цену на рынке, даже дешевле, чем 65 млн долларов. Никакого будущего коммерческого у ракеты нет, следовательно она ляжет грузом на наш российский бюджет, и поэтому здесь опять-таки, когда ты не конкурируешь, а продаешь государству, вот другой альтернативы у государства нет, опять-таки в чем мотивация к снижению себестоимости? Ее нет, она отсутствует».

По контракту с Минобороны, «Роскосмо»с изготовит четыре ракеты-носителя, испытательный пуск «Ангары-А5» с разгонным блоком «Бриз-М» предварительно запланирован на 3 ноября. Ракете предстоит вывести на орбиту макет космического аппарата.

Самый первый пуск «Ангары-А5» был проведен в декабре 2014 года с Плесецка. Тогда на орбиту также отправляли макет.

Видео дня. Как Максим Фадеев похудел на 100 килограмм

rambler.ru